Понятие и виды монополий

Понятие монополий

Термин «монополия» происходит от греческого monos - «один»  и  poleo - «продаю».

Монополия - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса, предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии.

В экономической теории к пониманию монополии выработаны те же самые подходы, что и к конкуренции.

Структурный подход подчёркивает исключительность положения хозяйствующего субъекта.
Поведенческий подход акцентирует внимание на господствующем поведении субъекта.

Функциональный (ролевой) подход подчёркивает последствия монополизации.

Общего понятия монополии в действующем законодательстве нету.

Виды монополий

Классификация монополий

В зависимости от того, защищает ли государство монополию от конкуренции или нет системой организационного и нормативного регулирования.

1. Закрытые (юридические) монополии:

А) Монополии, непосредственно регулируемые государством

Эти монополии создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.

1. Государственные монополии

Это «монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющем товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах и направлены на обеспечение публичных интересов». Государственная монополия - это искусственная монополия.

2. Естественные монополии

Это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможно либо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития.

Б) Монополии обладателей исключительных прав

Возможность занятия на рынке монопольного положения вследствие обладания данными правами связана  с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.

2. Открытые (рыночные, временные) монополии

Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции.

Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов  и не регулируются государством.

Например, ХС становится единственным производителем определенного совершенно нового товара.

В зависимости от того, складывается ли монополия на стороне продавца или на стороне покупателя

Во втором случае будет монопсония (один покупаю).

Т.е. на рынке будет 1 покупатель, контролирующий весь спрос на данный товар.