Главная История отечественного государства и права Статьи - ИОГП Образование единого русского государства

Образование единого русского государства

Последствия феодальной раздробленности:

утрата нац. единства и ослабление обороноспособности. Объединение страны шло вместе с борьбой за независимость. Центром выступает Москва. Объединение было завершено   в конце 15-16 вв.

Особенность: Объединение происходило на феодальной основе, постоянно шел процесс усиления крепостного права, зарождалось капиталистическое развитие. Это было связано с монгольским игом (консервирование феодальных отношений, Россия выходит как феодально-крепостническое го-во). Осн. масса населения - крестьяне. Преобладали - частновладельческие (принадлежали боярам-вотчинникам, дворянам-помещикам); были черные крестьяне (имели дом, землю, самая свободная часть крестьянства).

Феодальная иерархия:

1) Верховные князья ( суверены);

2) Удельные князья (суверены в собственных землях);

3) Вассалы удельных князей (бояре) и служилые князья;

4) Управляющий княжеским хоз-вом. При Иване Ш (1462 - 1505 гг) происходит много изменений. На этом этапе тер-рия увеличилась в 6 раз. 1492 г. - Иван Ш - государь и самодержец всея Руси. С понятием «самодержавие» - мысль о том, что Россия была внешне независима. Государь - самодержец и абсолютный монарх. Для абсолютизма не было соответствующей соц. опоры (не было бюрократии, аристократия еще не окрепла).

Компетенция Великого князя:

- издание законов;

- назначение на должность;

- судебная и административная функции;

- авторитет в династической борьбе

- при Иване III происходят изменения в государственном устройстве

- теократический характер происхождения власти - «государь божьей милости» - царь заботился о благе народа, но отвечает за поступки перед богом.

- от Дмитрия Донского: власть передается по принципу майората (от отца к старшему сыну)

- долгое время статус царя не был закреплен вправе.

Прерогатива царя (при Иване 3):

1) власть над церковью  - производство в митрополиты происходит в Москве, а не в Константинополе. В 1589 г. было установлено патриаршество - паритет гос-ва и церкви.

2) По отношению к тер-рии из центра власть осущ. «вотчинный характер», т.е. гос-во осуществляло распоряжение путем частных сделок гос. правами. «Дети (подданные) должны идти на жертвы ради гос-ва». Власть - тяжелая обязанность мотив патриаршества. Появляются духовные грамоты - определяют статус наследника, исключительными правами.

3) чеканка монеты;

4) осущ. внешнеполит. Ф-ции;

5) сбор податей. С времен Ивана Ш начинает формироваться гос. право.

Боярская дума

Князья управляли вместе с Боярской Думой (она вырастает из Совета при князе - собирается эпизодически): превращается в исполнительный орган; определился состав; определена компетенция; режим работы. Все это закреплялось в Судебниках. До 1682 г. - институт местничества (все родовитые бояре).

Состав Боярской Думы

1) самый высокий чин - боярин (самые родовитые: Рюриковичи, Мстиславские, Оболенские, Галицины)»

2) Окольничий - старое московское боярство (Морозовы, Шереметьевы, Романовы);

3) Думные дворяне и думные дьяки (4-6 чел.) - служилая часть об-ва, они получали поместья. Царь видит в них опору.

Начиная с Ивана IV идет формирование гос. органов. Появилась новая соц. группа, кот. явилась опорой царя. Думные дьяки - бюрократический элемент БД (служащие приказов; осн. функция - осущ. связь БД с приказами) Некоторые исследователи Думные дьяки = министры. По мере развития гос-ва шел процесс увеличения неаристократического элемента в БД.

Компетенция Боярской Думы

Компетенция БД:

- вопросы войны и мира; переговоры с иностранными послами; законодательная ф-ция;

- судебная и законодательная совместно с царем;

- в случае отсутствие нужной правовой нормы государев указ и боярский приговор становился законом;

- административные функции;

орган верховной власти (суд. дела направлялись в БД по докладу и апелляции). В 17 в. учреждена расправная палата. Она выступала как суд первой инстанции; назначала и контролировала воевод, судей в кач-ве центральных и местных правителей. Довольно быстро шел процесс бюрократизации БД. Заседания часто проходили с участием церковного органа ( но с с церковным указом). Бд просуществовала до Петра 1 (перестал жаловать думные чины =>исчезла БД). Приказ - личное поручение князя боярству в области дворцово-вотчинной системы. Судебник Ивана 3 закрепил приказ как постоянно действующий орган, постоянный состав участников, режим работы. К. 15 - нач. 16 вв. - период перерастания приказов в учреждения. В основе приказы имели Судебники Ивана 3 и Ивана 4. Приказы строились по функциональному признаку. Наиболее древнее приказы выросли из дворцово-вотчинной системы управления, (Ведомство удельного дворецкого превращается в приказ большого дворца).

Возникают новые приказы в связи с новыми потребностями страны (например, Посольский).Все приказы появляются из ведомств, из новых гос. задач, из стремления решать важнейшие гос. дела в центре, а не на местах. Строгого разграничения между функциями приказов не существовало. Каждый приказ имел судебные функцию, хотя имелись спец. судебные приказы (Московский, Рязанский, Дмитриевский, Владимирский).

Основных вида приказов:

1) общегос. приказы - решали дела на всей тер-ии страны(Разрядный, Разбойный, Холопный);

2) Территориальные - действовали в пределах определенной территории (Казанский, Астраханский, Сибирский, Новгородский).

Приказы военно-служебного назначения: оружейная палата; бронный приказ; пушкарский приказ). Приказы, связанные с фин. деят-тью страны: казенный; поместный; ямской; холопий; приказ большого прихода. Судеб.-полиц. приказы: разбойный; земский; холопий; судебный.

С 1550 г. - учреждается Челобитный приказ, дает права искать суда у царя. В 1589 г. в качестве института получает Патриаршество  Освященный собор - съезд высших церковных иерархов. Институт патриаршества был упразднен в 1721 г. и возражден в 1918г.

15 приказов по воен. Ведомствам; 10 - по гос-ву; 13 - по дворцовым ведомствам; 12 - нужды народа.

Во главе приказа стояли начальные люди. У каждого судьи были дьяки, канцелярия. Наиболее важные приказы возглавлялись членами БД. Спорные дела решались судьями. С помощью института доклада дело передавалось на рассмотрение БД. Приказы просуществовали до коллегий (1718г.)




Предыдущие статьи:
Следующие статьи:

 


Главная История отечественного государства и права Статьи - ИОГП Образование единого русского государства